Комментарий Минобрнауки ДНР касательно изменений в системе образования Украины

MON_600-375

На Украине в новом учебном году начинается внедрение в систему образования ряда изменений, принятых в контексте ориентации страны на западные ценности, с реализацией основного посыла украинской реформы образования: учиться ради приобретения отдельных умений и навыков, а не ради получения качественного и полноценного образования.

Так, в новых методических рекомендациях для преподавания учебных предметов, опубликованных МОН Украины, в частности для преподавания истории, указано, что содержание исторического образования в обновленных программах выступает не как самоцель, а как инструмент для достижения результатов, обеспечивающих формирование жизненно важных навыков.

Что касается математики, то программу курса для учащихся 5-9 классов сочли чрезмерно загруженной. Принято решение большую часть материала убрать, упростить, а вместо него добавить таблицу с перечнем ключевых компетентностей, а также задания, переложенные на математику, для их развития. Кроме этого, значительное внимание уделено изучению сквозных содержательных линий: их четыре, и они одинаковы для всех учебных предметов. Это – экологическая безопасность и устойчивое развитие, гражданская ответственность, здоровье и безопасность, предприимчивость и финансовая грамотность. С учетом имплементации данных направлений в математику осуществляется и подбор задач.

Можем сделать вывод, что фундаментальная подготовка учащихся заменена на исключительно практико-ориентированный подход: возможно, в будущем это поможет оптимально рассчитать семейный бюджет, но никак не сможет послужить развитию научной мысли. Стоит отметить, что математика, являясь фундаментальной наукой и среди прочего способствующая нахождению самых общих законов природы, никак не может сведена к «инструменту обеспечения навыков». Впрочем, как и украинский язык не может быть только инструментом общения.

Следуя инструкции «упростить для применения», украинские чиновники рекомендуют для учащихся реализацию коллективных учебных проектов. Например, для 5 класса предлагается следующее: «Геометрические объекты в архитектуре», «Художественная математика»; 6 класс – «Параллельные и перпендикулярные прямые в нашей жизни», «Организация правильного питания»; 7 класс – «Функциональные и нефункциональные зависимости в реальной жизни»; 8 класс – «Использование графиков функций при моделировании одежды», «Графики в искусстве», 7 класс – «Треугольник в украинском орнаменте», «Треугольные формы в архитектуре и быту», 9 класс – «Геометрия орнаментов, оригами», «Расчет стоимости материалов для ремонта комнаты».

Исходя из этого, можно предположить, что украинские школьники в скором будущем научаться замечательно выполнять макеты геометрических фигур с целью применения их в изобразительном искусстве.

Но ведь именно математика, а затем и физика (при полноценном изучении) учат находить причинно-следственные связи, тренируют внимание, сосредоточенность, силу воли. Умение выводить следствия из фактов, прогнозировать будущие события тоже закладываются во время изучения математических теорий.

Особые преобразования ждут начальную школу, где традиционную физкультуру предлагают заменить на другие подвижные занятия, например, хореографию или плавание. Запрещено перегружать учеников задачами из дополнительных материалов, тетрадей с печатной основой: закрашивание рисунков, составление схем, таблиц, выполнение дополнительных заданий и упражнений, написание домашних сочинений. Ученикам также не будут задавать домашние задания на выходные, праздничные дни и каникулы. Но, при всем этом, учителя должны сами определять, как организовать обучение и какие методы и приемы применять.

Кроме этого, запрещено: оглашение результатов, в том числе контрольных работ перед всем классом – только непосредственно детям и родителям. Учителя не будут в первом классе ставить оценки, во втором классе по решению педсовета оценивается только второй семестр. Не будут оцениваться в начальной школе такие предметы как музыка, ИЗО, трудовое обучение. Аккуратность и разборчивость исключены из критериев оценивания, как и требования к оформлению рабочих тетрадей, а писать карандашом можно до 3 класса.

Стоит отметить, что школа должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности и государства, а учитывая вышеизложенное, складывается впечатление, что украинских детей специально готовят к тому, чтобы как можно дольше не осуществлялось полноценное формирование и развитие способностей личности самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, то есть лишают возможности научиться учиться.